|
Актуальность этой работы не вызывает сомнений. �Психологическая защита� рассматривается в психологии как важная сторона психической деятельности, направленная на устранение эмоциональной напряженности в стрессовых ситуациях. Изучение этой области даст возможность по-новому осознать многие непонятные явления памяти, восприятия, мышления, эмоционального реагирования и формирования характера человека, здоровья личности и перспективы ее духовного роста. Важно, что автор смог с православных позиций объективно и обстоятельно, во всех деталях и нюансах проанализировать и систематизировать весь массив специальной зарубежной и отечественной литературы, сделав шаг вперед в развитии проблемы.
Критически рассмотрена концепция защитных механизмов как способа разрешения внутреннего конфликта сил личности в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд). Детально представлены взгляды сторонников динамической психологии, понимающих психологическую защиту как средство преодоления фрустрации (П. Саймонд). Проанализирован комплекс идей о защитных механизмах в аналитической и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также в � структурной теории защит (Р. Плутчик, Г. Келлерман). Четко отражена суть основных подходов, сложившихся в отечественной психологии, где категории �установки� (В.Ф. Бассин) и �личностного смысла� (А.Н. Леонтьев) оказались наиболее важными для понимания сути проблемы �психологической защиты�.
Историческое исследование послужило основой для выработки своей оригинальной научной концепции психологической защиты. Некоторым читателям может, однако, показаться, что не все в этой авторской концепции ясно и очевидно. Но для того, чтобы прочесть эту книгу �на одном дыхании� и понять ее смысл, нужно иметь с автором точки соприкосновения � общее мировоззрение. А здесь привлекает внимание авторская идея возможного диалектического взаимодействия психологии, философии и религии. Этот синтез открывает для современной психологии новые перспективы развития. Он указывает путь к духовным сокровищам, которые были накоплены и сохранены в культуре в лоне истории философии и истории религии, в лоне Православной Церковной Традиции. Для большинства современных светских ученых эти сокровища являются �тайной за семью печатями�. Но автор убирает этот �камень преткновения� с дороги научных изысканий и показывает, что психология как наука, только предварительно отказавшись от позитивистских установок в познании, сможет дать новую мировоззренческую интерпретацию старым научным �фактам� в свете философии и религии. В этом контексте А.В. Котенева разрабатывает святоотеческую концепцию единства духовных, душевных, интеллектуальных и телесных процессов развития личности и делает верный концептуальный вывод о поэтапном решении проблемы психологического здоровья. Человек может и должен от бессознательных защитных механизмов перейти сначала к творческой самоактуализации, а затем и к дальнейшему духовному преображению своей личности на основе Православной Традиции.
Работа органично сочетает научное теоретическое моделирование с художественным видинием проблемы и с эмпирическими исследованиями. В ней представлен богатый статистический материал, демонстрирующий виды психологической защиты у студентов в стрессовых состояниях, их гендерные и типологические особенности. Мысли и представления о природе, механизмах, этапах и роли �психологической защиты� в жизни человека помогут людям лучше понимать себя и друг друга в эмоционально-напряженных ситуациях. Эта книга � уникальное и фундаментальное явление современной психологической науки, написана хорошим литературным языком. Несомненно, она имеет практический и теоретический интерес как для специалистов разных гуманитарных профессий (студентов, аспирантов, преподавателей, ученых), так и для широкого круга творчески ориентированных читателей, интересующихся проблемами бытия человека вообще и психологического здоровья, в частности.
|