|
В отечественной философии такое сложное и многомерное явление духовной жизни как обыденное сознание подвергалось исследованию с самых разных сторон. Данная же работа реализует малоразработанный историко-философский подход к изучению обыденного сознания, что делает ее особенно актуальной как в практическом, так и в теоретическом отношении.
Предметом анализа первой главы является античная парадигма обыденного сознания, раскрывающая его пограничный характер. Автор справедливо обращает внимание на то, что, по мнению древних авторов, обыденное сознание, отражая чувственный текучий мир, находится на стыке соединения бытия и небытия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Эта античная характеристика обыденного сознания нашла свое развитие в современных научных представлениях о сложной, противоречивой, пограничной природе обыденного сознания.
Средневековая точка зрения относительно обыденного сознания рассмотрена во второй главе на примере учения прп. Симеона Нового Богослова. Подробно анализируется его борьба с атеистическими предрассудками обыденного сознания, учение о «двух градах» и тема духовного преображения человека. В условиях культурного кризиса современной цивилизации обращение философов к духовной традиции христианских мыслителей выглядит актуальным и злободневным.
В третьей главе речь идет о философии нового времени, выдвинувшей на первое место идею здравомыслия обыденного сознания в связи с поисками всеобщей основы познания. Автор на основе конкретного материала реконструирует как материалистические, так и идеалистические варианты этой модели. Как показывают современные исследования, наличие прямо противоположных мировоззренческих установок здравого смысла действительно имеет место в обыденном сознании. Оно выбирает то суждение, которое подходит к данной ситуации в данный момент времени, снимает личную ответственность человека, позволяет ему адаптироваться к сложной социальной обстановке. Примеры из истории философии хорошо демонстрируют эту вариативность здравомыслия обыденного сознания. Дальнейший анализ обыденного сознания связан с немецкой классической и романтической философией, отстаивающих, с одной стороны, его «автономность» и «самоценность», а с другой стороны, необходимость его философского, эстетического или религиозно-духовного изменения. Это позволяет отойти от распространенных в отечественной философии узко-сравнительных исследований обыденного сознания с наукой и перевести научный поиск в плоскость субстанциального анализа его инвариантных свойств и характеристик.
В четвертой главе автор убедительно демонстрирует борьбу двух течений, сциентизма и антисциентизма, в философии XX века относительно роли обыденного сознания в процессе познания и его места в культуре. В данной главе также обсуждается попытка индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша «снять» это фундаментальное противостояние эпохи путем интеграции философских традиций Запада и Востока.
Анализ проблемы обыденного сознания демонстрирует не только высокий профессионализм автора, но и свидетельствует о широте его научных интересов и высокой эрудиции. Работа написана хорошим литературным языком и должна заинтересовать как специалистов, так и самые широкие круги читателей.
Ведущий научный сотрудник
Академии управления МВД России
доктор юридических наук, профессор,
генерал-майор милиции в отставке В.П. Илларионов
|