|
П.В.Челышев
Библейская парадигма глобализма
Библия, решая проблему спасения человеческой души, смотрит на мир не объективно и беспристрастно, как наука, но через призму моральных ценностей и антиценностей. Духовно-нравственный взгляд позволяет человеку должным образом ориентироваться в личной и общественной жизни, правильно оценивать исторические события. Для изображения исторического процесса, зарождения, развития и гибели мировой цивилизации используются не понятия и категории, а символически-образный язык, понятный в древности, но во время господства рационализма требующий философского истолкования и объяснения.
Возникновение современной цивилизации-города библия связывает с причиной, вытекающей из конкретного исторического события – убийства Авеля Каином. Эта причина возникновения города имеет духовно-психологический характер. После совершения сознательного ритуального убийства младшего брата у Каина расстраивается психика, появляется страх за свою жизнь, ужас ожидания возмездия. Город для Каина и его потомков – единственная надежда спасения от опасности, ограда, забор, за которым можно спрятаться от Бога, людей, любых внешних врагов и от всего мира. Однако внешнее ограждение, конечно же, не может избавить братоубийцу от главной причины душевного разлада – греха. Второй причиной возникновения города, на которую указывает Библия, была невозможность дальнейшего пропитания Каина от Земли(3, Быт. 4: 11–12), стонавшей от пролитой крови.
Поскольку страх гнал Каина от Бога и людей, а сельское хозяйство стало для него невозможным, постольку он и основал принципиально новую форму жизни – городскую. Каин пошел «от лица Бога и поселился в земле Нод, на Восток от Едема(3, Быт. 4: 16). «И построил он город; и назвал город по имени сына своего Енох» (3, Быт. 4: 17). В Библии Каин стал символом человека, неспособного принести покаяние Богу, а потому обреченного на вечные душевные муки и страдания, а город – символом могущества, самодостаточности и автономности человека, технической цивилизацией, заменившей человеку богообщение. Первые люди погибли в водах Потопа. Но в послепотопные времена каиниты довольно быстро возродились «в духе» и попытались вновь реализовать свое богоборческое мироощущение в строительстве Вавилонской башни. Эта попытка была приостановлена Божественным Промыслом, а народы рассеяны по всему миру.
Но проходили века, и постепенно все возвращалось на круги своя. Возникла цивилизация «Второй Вавилон» (См.: 1; 2; 4; 5), о котором говорит ап. Иоанн Богослов в Откровении (Апокалипсисе). Он символически изображает конечную цивилизацию как всемирный город, безбожное общество, увлеченное научно-техническим прогрессом, всеобщую посредническую торговую деятельность, шоу-бизнес и эротоманию (разновидность умопомешательства, при котором больной постоянно занят мыслями о половых отношениях).
«Второй Вавилон» - это город, жители которого заняты вне сферы сельского хозяйства в разных формах духовной и материальной деятельности. Это – развитый комплекс хозяйства и экономики, являющийся сосредоточением архитектурных и инженерных сооружений, центром развития искусства и ремёсел, технических достижений, которые обеспечивают жизнеобеспечение и развлечение населения. Это – самостоятельный многоликий и цельный организм.
Но Второй Вавилон – не простой город, а великий город, пытающийся путем тиражирования первообраза распространить свое влияние на все страны и народы мира. Иначе говоря, это – современная глобальная всемирная цивилизация. Глобализация, связывая мир в единое целое, конечно, облегчает экономическое и политическое взаимодействие, способствует торговле, течению капитала, улучшает взаимопонимание и общение между народами. Но она также навязывает государствам и народам единый стандарт жизни (основанный на достижениях научно-технической революции, на принципах прагматизма, эффективной деятельности, комфорта и потребления), который упрощает и умаляет их культурную национальную самобытность. Мечта всех глобалистов – создать людей, у которых нет никакой связи со своим Отечеством, культурной традицией, историей, лишенных национальной идентичности и равнодушных к духовным ценностям.
Человек, оторванный от своих корней, легко управляем. Такого человека несложно превратить в «говорящее орудие», легко сделать из него идеального производителя, стоящего за копейки у станка, и потребляющего дешевую продукцию. Но, надо иметь в виду, что от этого страдает не только национальная, но также и общечеловеческая жизнь, которая есть диалектическое единство многообразия. Мир должен быть единым, но и многополярным одновременно. Нарушение равновесия между целым и частями, отсутствие свободы развития приводит к духовному кризису. Недаром Библия связывает конец света с унификацией мира, с отсутствием социальной, политической, экономической и культурной свободы развития: тотальная регламентация жизни неизбежно приводит к Апокалипсису, ибо развитие человека требует свободы. Отсутствие свободы делает жизнь бессмысленной, превращает человека в запрограммированное существо, в зомби.
Символом этого города является «великая блудница, сидящая на водах многих»(3, Откр. Апок. 17: 1–2). Сущность, природа, внутренняя духовная жизнь, истинные стремления «великой блудницы» четко выражены в ее одежде и даже написаны на ее челе. Но для всех это – тайна. Люди смотрят и не видят, слушают и не слышат. «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (3, Откр. Апок. 17: 4–5).
Под блудницею здесь нужно разуметь сам мировой город Вавилон. Именно он назван великим городом и охарактеризован, как блудница (7, Т. 3.– Комментарий к Откр. Апок.,17. – С. 585), которая развращает всех жителей этого города особым образом жизни. Все население втянуто в сферу ее влияния. «С нею блудодействовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (3, Откр. Апок. 17: 2). Воды многие, как поясняет ангел, «суть люди и народы, племена и языки». А блудодействовала эта «великая блудница», сидя на звере определенным образом и покрывая своими мерзостями всю землю. «Под блудодейством, – пишут комментаторы начала XX века, – нужно иметь в виду распространение безнравственных обычаев… развратную религию и культ, общее развращение» (7, Т. 3.– Комментарий к Откр. Апок.,17. – С. 585). На современном языке это означает, прежде всего, сексуальную революцию, которая прокатилась по всему миру, превратив сексуальные удовольствия в одну из главнейших ценностей человечества, в своеобразную оборотническую псевдорелигию. Колдовская магия этой религии распространяет через средства массовой коммуникации и шоу-бизнес психическую заразу, от которой убежать никуда невозможно, и сводит с ума его жителей.
В мировом городе достигает максимального развития разделение труда. И поэтому нужна специальная сила, способная связать все эти виды деятельности в единое целое. Таковой силой становятся банкиры, торговцы, купцы, коммерсанты, негоцианты. Эти «непригодные» (Платон) люди приобретают огромную экономическую власть, осуществляя посредническую деятельность и превращая в товар все вещи и отношения. Это распространяется и на человека, который, отчуждаясь от своей собственной сущности, сам становится живым товаром, «говорящим орудием», наряду с любыми другими вещами (Маркс). В этом обществе всему есть своя цена – здесь все взвешено, измерено, продано и куплено. А деньги, выступая в роли всеобщего посредника, становятся особым фетишем, «золотым тельцом», который якобы способен решить все человеческие проблемы вместо Бога наподобие философского камня средневековых алхимиков. Все говорят на разных языках, но понимают отлично только один – язык денег. Но надо помнить, что деньги (и та духовная сила, которая за ними стоит) являются главным конкурентом Христа за господство в нашей жизни. Невозможно служить мамоне и оставаться при этом верным Богу: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне»(3, Мф. 6: 24.), то есть сатане.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в эти времена господствует всадник, сидящий на вороном (т.е. черном – символ ада) коне и «имеющий меру в своей руке» (3, Откр. Апок. 6: 5). Но эта мера труда неправильная. Как сказано: «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (3, Откр. Апок. 6: 6). Несправедливая оплата труда приводит к резкому разделению населения на богатых и бедных. Первые роскошествуют, обильно вкушая дорогую и хорошую пищу (вино и елей), а вторые могут купить за мизерную дневную оплату труда (динарий) только малую хлебную меру или, чтоб совсем уж не оголодать, три меры ячменя, самой дешевой крупы. В этом и состоит «тайна» современной глобальной цивилизации, закрывающей человеку перспективы духовного развития путем экономического рабства, нищеты и эротического ослепления.
Но проблема состоит не только в сложившейся несправедливой экономической и всепроникающей эротической системе отношений, но и в том, что значительное большинство людей привыкли к этому общественному порядку и стали воспринимать как нечто нормальное, естественное, положительное и притягательное. Более того, поскольку «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (3, Лк. 16: 8), постольку они даже весьма неплохо приспособились к этому рабству, привыкли к подобному образу жизни и вовсе не хотят от него освобождаться. Как утверждает прп. Симеон Новый Богослов, они даже чувствуют определенное удовольствие от этого рабства, испытывают наслаждение от своей болезни и духовных язв, «нарочно их растравляют, стараясь прибавить к ним и другие раны. Они то только и считают здоровьем, когда удовлетворяют всякую страсть и всякую похоть свою, – даже величаются, когда делают какой грех срамный, срамоту такую вменяя себе в славу» (6, Т. 2. – С. 239. – Слово 73, (Cat.3)), в ослепительном свете наслаждений забывая всякие тревоги и муки совести.
Можно даже сказать, что многие искренне полюбили этот город торговли, услады и разврата, сделали его своей религией, смыслом жизни. Поэтому-то, подавляющее большинство жителей этого города и, прежде всего, цари-правители, купцы-банкиры, и развлекающие их продажные деятели поп-искусства, вовсе не хотят духовно меняться, а, наоборот, будут весьма скорбеть о разрушении Вавилона. Они будут искренне плакать и переживать, что закончились их счастливые дни обогащения, наслаждения, распутства, политической и экономической власти над миром, телами и душами простых людей. «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействующие и роскошествующие с нею, когда увидят дым от пожара ее… И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (3, Откр. Апок. 18: 9–13).
А разрушен Второй Вавилон будет в одно мгновение. Он прекратит свое существование наподобие карточного домика от одного щелчка. Ап. Иоанн Богослов изображает уничтожение этого великого города так: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (3, Откр. Апок. 18: 21). Мы совсем недавно были все свидетелями обрушения фондового рынка, когда практически одновременно рухнули биржевые индексы в США, Азии, Европе и России. Вслед за этим начался всеобщий кризис мировой экономики. Его причиной являются не только товарное перепроизводство, перенакопление капитала, проблемы в сбыте товаров, но, прежде всего, извращение духовных ценностей и моральная деградация общества, о которой говорит Библия.
См.: Челышев П.В. Библейская парадигма глобализма //Труды членов Российского философского общества. Вып. 18. - М.,2012, с.147-153, ISBN 978-5-8443-0108-7;
Литература
|