|
Челышев П.В., Челышева П.В., Котенева А.В.
Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2012. – 352 с.
В пособии утопия, «место которого нет», рассматривается как модель, как духовный идеал, как наилучшая система из воз-можных, которая, реализуясь в чувствах, мыслях и делах людей, может стать или уже становится исторической реальностью. В ра-боте анализируются важнейшие исторические проекты утопий, как идеалистические, так и материалистические. Особое место уделяет-ся исследованию персоналистических идей социального утопизма в современном обществе. Книга рассчитана на преподавателей и студентов, изучающих социальную философию, и на всех читате-лей, интересующихся философскими, культурологическими и пси-хологическими проблемами обществознания.
Челышев П.В. – д.ф.н., проф. кафедры философии и культу-рологии Московского государственного горного университета.
Челышева П.В. – к.ф.н., доц. кафедры философии и культу-рологии Московского государственного горного университета.
Котенева А.В. – д.псих.н., проф. кафедры политологии и со-циологии Московского государственного текстильного универси-тета имени А.Н. Косыгина.
На переплете помещено изображение иконы «Христиане до Христа. Православный монастырь XVI в. Сучевица в Румынии».
В кризисные, переломные моменты истории наше общество пытается осмыслить основы собственного бытия. Утопические проекты прошлого при этом могут стать одним из источников нового мышления, столь необходимого в XXI веке. Поэтому данная работа имеет особую актуальность.
Первая глава пособия, написанная д.ф.н., проф. П.В. Челышевым, посвящена идеалистическому пониманию истории. В европейской традиции следы социального утопизма мы можем проследить с античных времен до наших дней. Утопическая мысль проявляются уже в мифологическом творчестве Гесиода. А Платон уже создает впечатляющий проект гармоничного общественного устройства и демонстрирует его исторические искажения. В произведениях классиков средневековья, блж. Августина и прп. Симеона Нового Богослова, открываются не просто яркие образцы желаемого устройства общества, но и глубокие мысли о необходимости идеала для его развития.
Автором второй главы является к.ф.н., доц. П.В. Челышева. В ней речь идет о материалистическом понимании истории, о поисках истинного, не искаженного идеологическими соображениями марксизма. С этой целью демонстрируются многочисленные дискуссии последних лет по данному вопросу в отечественной социальной философии и культурологии. С особой тщательностью анализируются работы А.С. Арсеньева, Г.С. Батищева, В.С. Библера, А.А. Зиновьева, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, В.М. Межуева, И.Ф. Смольянинова, Б.И. Шенкмана. Привлекаются также неопубликованные работы, взятые из личных архивов.
В третьей главе, написанной д. психол. н., проф. А.В. Котеневой, обсуждаются идеи персонализма, согласно которым человек является центром исторического процесса. Творческое развитие личности, ее самореализация приводят к совершенствованию всего общества. Здесь критически рассмотрены концепции западных и отечественных мыслителей. Историческое исследование послужило основой оригинальной авторской теории. Некоторым читателям может показаться, что не все в этой теории ясно и очевидно. Но для того, чтобы прочесть эту главу «на одном дыхании» и понять ее истинный смысл, нужно иметь с автором точки соприкосновения – общее мировоззрение. Здесь привлекает внимание идея возможного диалектического взаимодействия психологии, социальной философии и религии. Этот синтез открывает новые возможности и перспективы развития отечественной науки.
К сожалению, из поля внимания авторов совершенно выпали мыслители Нового времени. Но эта историческая неполнота компенсируется тщательностью текстуального анализа представленных мыслителей. Пособие может быть полезно для студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов.
Кропин Ю.А., доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов России
ОГЛАВЛЕНИЕ________________________________________
К читателям………………………………………………………….6
Глава I.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ…………........7
1. Гесиод: идеальное общество – царство дoлжного
порядка........7
1.1. Теогония – от хаоса к космосу…………………………………10
1.2. Нравственность как закон жизни………………………………12
1.3. Золотой род………………………………………………….......19
1.4. Серебряный род…………………………………………………21
1.5. Медный род………………………………………………….......22
1.6. Героический род…………………………………………….......27
1.6.1. Общая характеристика…………….…………………………..27
1.6.2. Теневая сторона героизма…………………………………….32
1.6.3. Гибель рода героев…………………………………………….43
1.7. Железный род………………………………………………........48
Заключение…………………………………………………………...50
2. Платон: идеальное государство – душа человека………….......53
2.1. «Христиане до Христа»…………………………………….......53
2.2. Причина Государства – потребности людей………………….55
2.3. Третье сословие: производители и торговцы…………………60
2.4. Второе сословие: идеальный воин-страж……………………..68
2.5. Первое сословие: идеальный философ………………….…….73
2.6. Формы деградации идеального государства……..……………89
2.6.1. Тимократия – власть честолюбцев…………………………...90
2.6.2. Олигархия – власть богатых………………………………….92
2.6.3. Демократия – власть народа………………………………….94
2.6.4. Тирания – власть узурпатора…………………………………96
Заключение.…………………………………………………………..98
3. Блж. Августин и прп. Симеон Новый Богослов:
Идеальное государство – Церковь………….....................……………………101
3.1.Блж. Августин Аврелий: «Град Небесный» и «Град Земной».101
3.2. Прп. Симеон Новый Богослов: Церковь Христа и
церковь лукавнующих…………………………………….................………105
3.2.1. Церковь Христа………………………………………………105
3.2.2. Церковь лукавнующих……………………………………….108
3.2.3. Духовная брань как закон жизни……………………………112
3.2.4. Нисходящие в ров: Каин как духовно-психологический
тип личности……….......................................................................119
3.2.5. Вавилон Апокалипсиса или дух нашего времени………….122
Заключение.…………………………………………………………127
4. Ауробиндо: Идеальное общество – царство Духа……...……..132
4.1. Общая характеристика философии Ауробиндо……………...132
4.2.Варварство – цивилизация – культура………………………...134
4.3. Обыденное сознание и его место в эволюции человечества..144
4.4. Конечная цель культуры – духовная трансформация……….155
4.5. Ауробиндо и «Камень преткновения»………………………..158
Глава II
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.…..........165
К. Маркс. Из царства необходимости в царство свободы……....165
1. Царство необходимости………………………………………....165
Предисловие…………………………………………………………165
1.1. Предыстория……………………………………………………168
1.2. Капитализм……………………………………………………..174
1.3. Общественное разделение труда…………….………………..176
1.4. Влияние разделения труда на индивида……………………...179
1.5. Отчуждение……………………………………………………..182
1.6. Материальное и духовное производство……………………..188
1.7. Уничтожение общественного разделения труда……………..190
2. Царство свободы………………………………………………...192
2.1. Является ли учение Маркса о коммунизме утопическим?.....192
2.2. Всеобщий труд………………………………………………….195
2.3. Свобода – базис общества……………………………………..197
2.4. Всеобщая собственность………………………………............201
2.5. Личность………………………………………………………...212
2.6. Наука и коммунизм……………………………………………..220
Глава III
ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ…............227
Духовно-нравственное становление личности как путь к
созиданию современного общества……………………………......227
Введение……………………… …………………………………….227
3.1. Христианский идеал личности и психологическая защита….234
3.2. Проблема психологической защиты в психологии ………….239
3.2.1. История развития представлений о психологической
защите в зарубежной психологии……………………….............…241
3.2.2. Проблема психологической защиты в отечественной
психологии…………………………………………………..............249
3.2.3. Подсознательные защитные механизмы личности………...352
3.2.4. Архетипические защиты, компенсаторные механизмы и
механизмы совладания…………………………………….............259
3.2.5. Психологическая защита и здоровье личности…………….266
3.3. «Сила Я» и психологическая защита………………………….270
3.4. Личностный рост: задачи и методы современной
психотерапии и психологии………………………………………..273
3.5. Духовное «Я» человека………………………………………...280
3.6. Духовно-нравственные способы защиты……………………..290
3.7. Психологическая защита с позиций христианской
антропологии...................................................................................300
3.8. Личность как субъект психологической защиты…………….305
Заключение: проблема выбора жизненного пути………………...308
Использованная литература……………………………………......311
Словарь терминов и понятий.……………………………………..323
Об авторах…………………………………………………………..349
|