Челышев П.В.
Очерки по истории и философии науки: Учеб. пособ. для аспирантов. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2009. – 218 с.: ил.
В доступной форме изложен вспомогательный материал по некоторым важным вопросам философии, истории и методологии науки для подготовки к экзамену (кандидатский минимум). Значительное внимание уделено описанию основных парадигм философии науки в истории философии. Рассмотрены общие проблемы философии науки: генезис, история, природа, структура и функции науки в обществе. Показано, что наука является лишь одним из видов познавательной деятельности наряду с другими вненаучными и околонаучными формами познания, поэтому в центре пособия – сравнительный анализ научного и обыденного знания, науки и религии, науки и философии. Значительное место занимает вопрос о творческом потенциале научного мышления. Отмечена специфика различных исторических моделей науки. На примере алхимии раскрыты особенности средневековой науки; рассмотрен генезис классической экспериментальной науки нового времени XVII – XVIII веков. В приложении особое место занимает анализ философских и методологических проблем развития педагогики, вопросов совершенствования межкультурной коммуникации, интенсивных методик и приемов преподавания на практических занятиях. Для аспирантов технических и экономических вузов, изучающих историю и философию науки.
Chelyshev P.V.
Essays on history and philosophy of science. – M.: Publishing house of the Moscow state mining university, 2009 – 218 p.
The aim of this book is to introduce additional material concerning some important problems of philosophy, history and methodology of science in preparation for Cand. Sc. degree examination. Considerate attention is being paid to the analysis of fundamental paradigms of the philosophy of science in the history of philosophy. The general problems of the philosophy of science are considered: genesis, history, nature, structure and functions of science in society. It has been shown that science is only one of the types of cognitive activity along with other parascientific and out-of science forms of cognition. That is why the main part of this book is devoted to the comparative analysis of scientific and ordinary consciousness, science and religion, science and philosophy. The question which is of great importance deals with the creative potential of scientific thinking. The specifics of different historical models of science have been shown. Alchemy illustrates well enough the peculiar features of medieval science. The genesis of classical experimental science of the XVII – XVIII centuries has been analysed.
In the supplement particular attention is paid to studying philosophical and methodological problems of development of pedagogy, of mastering cross-cultural communication, intensive methods of teaching during seminars and classes. This book is intended for postgraduates of technical and economic institutes studying history and philosophy of science.
Оглавление книги
Вступление ...................................................... 7
Глава 1
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ............................ 11
1.1. Философия науки античности и средних веков ................ 13
1.2. Философия науки нового времени: Ф. Бэкон - родоначальник
методологии опытной науки ...................................... 25
1.3. Диалектика обыденного сознания и науки в немецкой
классической философии И. Канта и Г. Гегеля .................... 38
Глава 2
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ................................................ 53
2.1. Многообразие форм познавательной деятельности ............. 55
2.2. Специфика научного сознания ............................... 63
2.2.1. Генезис науки ...................................... 64
2.2.2. Система науки ...................................... 66
2.3. Наука и творчество ........................................ 73
2.4. Наука и обыденное сознание ................................ 81
2.4.1. Природа обыденного сознания ........................ 81
2.4.2. Диалектика обыденного и научного сознания .......... 83
2.5. Наука и религия ........................................... 93
Глава 3
ИСТОРИЯ НАУКИ ................................................. 103
3.1. Алхимия - образ средневековой науки ...................... 105
3.2. Зарождение и формирование науки нового времени ........... 119
Глава 4
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ ... 133
4.1. Роль философии в организации обучения иностранным языкам . 135
4.2. Нетрадиционные модели обучения иностранному языку ........ 141
4.3. Принципы активизации повседневного сознания студентов в
процессе обучения иностранному языку .......................... 151
4.4. Проблема адаптации к иноязычной культуре в процессе
межкультурной коммуникации .................................... 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ НАУКИ ................ 161
ПРИМЕЧАНИЯ .................................................... 163
СЛОВАРЬ ИМЕН .................................................. 181
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 200
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ............................................. 212
Книгу можно приобрести
по адресу: 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 6, издательство МГГУ. Тел.: (495)236-97-80; 737-32-65
|