Вышло в свет учебное пособие «Уроки Добротолюбия» для среднего школьного возраста, допущенное Министерством образования Российской Федерации для применения в сфере образования в области «Православная культура». Появление в системе современного образования подобной литературы отвечает запросам времени и служит делу духовного возрождения России на основе религиозной традиции. Об этом уже говорит само название рецензируемой книги, своими корнями связанной с отечественным «Добротолюбием» XIX века. Как известно, это пятитомное издание стало настольной книгой русского монашества. В ней оно черпало необходимые сведения для аскетического любомудрия и повседневной практики благочестия. Очевидно, и авторы пособия рассчитывают на то, что их «Уроки Добротолюбия» станут настольной книгой современной молодежи. Они видят главный смысл своего произведения в формирования у школьников православного образа жизни и нравственной культуры Православия. И надо прямо сказать, что такие шансы у данной книги есть. В ней подробно и обстоятельно затронуты все основные мировоззренческие темы об устройстве мира и месте человека в нем. Вся книга есть живой и детальный анализ православной парадигмы бытия, который не должен оставить равнодушным молодого читателя. Тем не менее, не все главы воспринимаются однозначно. В этой связи особо скажем несколько слов об одном разделе данного учебного пособия под названием «Недостойные формы полового поведения», который вызывает многочисленные вопросы. Нужно ли было авторам включать этот раздел в книгу? Нужны ли нашим детям знания об аномалиях половой жизни? Не вызовут ли подобные знания эффект прямо противоположный тому, который ожидают авторы пособия? Не будет ли обсуждение этой темы вызывать у подростков несвоевременный интерес и повышенное любопытство к сексуальной жизни и ее извращениям? Ведь хорошо известно, что если мы сознательно обращаем свое внимание на некоторые факты и придаем им социальную значимость, то в дальнейшем они могут непроизвольно привлекать наш интерес. Возникает опасение, что дети узнают о сфере интимной жизни раньше, чем у них сформируется устойчивая нравственная система ценностей, и их захлестнут витальные эмоции и страсти, с которыми они не смогут справиться. Однако необходимо признать очевидный факт, что подростки живут совсем в другую эпоху, чем жили их родители, – в эпоху сексуальной революции, во время нравственной вседозволенности и распущенности. При этом в средствах массовой информации чаще всего отсутствует нравственная оценка аномалий сексуального поведения, которые, более того, преподносятся как «естественные», «нормальные» и потому законные. В итоге, в сознании ребенка сексуальная норма и патология начинают восприниматься как равноценные и равнозначные формы поведения. А как быть с теми детьми, которые реально сталкиваются с аномальными формами сексуального поведения в своей жизни и часто из-за страха боятся поделиться с близкими своими сексуальными переживаниями или травмами. Как быть с теми детьми, которые стали объектом сексуального домогательства и насилия на улице или даже в семье? При отсутствии внутренней сложившейся системы ценностей, самому ребенку сделать собственный правильный выбор очень сложно. Поэтому находиться в стороне от этой тематики нельзя, нужно говорить с нашими детьми, давать нравственную оценку различным формам сексуального поведения и интимным межличностным отношениям. Но говорить необходимо деликатно и корректно, чтобы не ранить детскую душу. Именно взрослые могут и должны помочь детям справиться со своими сексуальными переживаниями и научить их правильному поведению в сложных жизненных ситуациях. Авторы пособия не стали избегать этой сложной темы, и на наш взгляд, верно расставили акценты при изложении материала. Они внимательны к слову, очень корректно и деликатно излагают мысли, четко формулируют методы психологической защиты и борьбы с греховными привычками и помыслами, показывают модели адекватного социального поведения ребенка в нестандартных ситуациях со взрослыми. После прочтения данного раздела пособия остается чувство уверенности, что подросток сможет справиться с нравственными аномалиями жизни и дать верную оценку своим и чужим действиям и поступкам. Тем не менее, необходимо подумать о том, стоит ли проводить публичные занятия на подобную тематику в школе и, если проводить, то в какой форме? Должны ли занятия быть обязательными или факультативными, индивидуальными или коллективными, для среднего или старшего школьного возраста? Стоит ли детально «разжевывать» весьма специфические термины сексуальной патопсихологии? Здесь важно исходить из принципа «не навредить». Необходимо действовать в соответствии с хорошей русской пословицей: «Семь раз измерь, а потом отрежь».



Сайт создан в системе uCoz