Проблема духовного преображения обыденного сознания в свете современной психологии

Монография П.В.Челышева адресована не только специалистам, но и каждому из нас, к разуму и сердцу любого пытливого читателя, думающего о вечных ценностях и смысле жизни. Она дает четкие мировоззренческие ориентиры для самопознания на основе обширного историко-философского материала. С большим вниманием я прочитала эту книгу «на одном дыхании», постоянно возвращаясь ко многим ее главам. Но самое важное то, что мне удалось найти точки соприкосновения с теми исследованиями личности, духовности и сознания, которые известны мне по работам зарубежных и отечественных психологов. Среди множества проблем, которые обсуждаются в монографии, остановимся на проблеме преображения обыденного сознания, занимающей там центральное место.

Эта проблема актуальна не только для философии, но и для современной психологии, пытающейся на основе исследования природы человека разработать конкретные методы коррекции сознания и самосознания личности. Зарубежная психология, а вслед за ней и отечественная, предлагают всевозможные виды тренингов личностного роста, сензетивности, аутогенные тренировки, дыхательные упражнения, направленные на укрепление личности, ее самосознания, повышения стрессоустойчивости и адаптированности. Но, как показывает опыт, все эти тренинги редко приводят к реальным продуктивным изменениям психики человека.

Некоторые научные психологические теории (например, гуманистическая психология) пытались раскрыть тайну преображения, связывая ее преимущественно с процессом самоактуализации человека, его личностным ростом. В середине ХХ столетия многие гуманистические теории личности даже объединились в единое научное движение под лозунгом борьбы за человеческий потенциал, за возвращение утраченной веры в человека. Противопоставляя себя как модному психоанализу, фактически отказавшемуся увидеть в человеке высшее духовное начало, так отчасти и бихевиоризму с его упрощенным, механистическим взглядом на человека, гуманистическая психология вызвала своеобразный общественный резонанс.

В США в шестидесятые годы активно формируется контркультура -движение хиппи, «детей-цветов», выражавших свой протест против реального обесчеловечивания человека и обезличивания личности в общественной и культурной ситуации своей страны. Мировоззренческая ориентация представителей контркультуры во многом напоминает идейную платформу гуманистической психологии. Их объединяет ставка на индивидуализм, гедонизм, иррационализм, вера в возможность самоусовершенствования человека, его самораскрытия, акцент на ситуации «здесь - и - теперь».

Истоки гуманистического направления в культуре ХХ столетия находятся в экзистенциальной философии Кьеркегора, Ясперса, Хайдеггера, Сартра. Такие идеи как уникальность бытия каждого человека, ответственность за себя, свобода выбора, развитие личности, ценность субъективной реальности и жизненного опыта во многом определили подход к пониманию природы человека в психологических теориях К.Роджерса и А.Маслоу. В центре внимания этих психологов – уникальная, творческая, здоровая личность, главным мотивом жизнедеятельности которой является самореализация. Согласно их представлениям каждый человек обладает внутренним потенциалом, который должен быть реализован в процессе личностного роста. Перед человеком как бы открываются только два варианта жизненного пути. Первый из них связан с личностным ростом, самореализацией, а второй представляет собой путь защитного приспособления к окружающей среде. Иных вариантов современные психологи не видят.

Однако самоактуализация сама по себе не может быть предназначением человека. Самоактуализация ради чего? Она должна быть подчинена более глубокой цели, связанной со смыслом существования человека в этом мире, пониманием высшего предназначения человека. Человек, лишенный этих высших мировоззренческих ориентиров, теряет жизнеспособность даже при хорошем уровне психофизического здоровья. Еще В. Франкл сказал, что если превратить самоактуализацию в самоцель, то она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом осуществления смысла жизни.

В человеческой природе изначально были заложены позитивные возможности развития, но нравственная порча отдалила нас от Истины, задала негативный вектор развития. На человеке лежит ответственность за решение, за выбор жизненного пути и его реализацию. Но не каждую возможность нужно реализовывать. Исследования человеческой агрессии показывают, что неудовлетворенная базовая потребность может проявиться через разрушение, насилие, жестокость, в которых человек обретает уверенность в себе. Безнравственная, духовно ущербная личность, постоянно реализующая себя в мире культуры, наш взгляд, должна быть ограничена в своих проявлениях. Так же и наука ради науки, творчество ради творчества, самореализация ради самореализации вне нравственности и духовности может привести к глобальным потрясениям цивилизации, гибели общества и культуры.

Но история философии и религии показывает нам возможность третьего пути. В центре книги – анализ творчества крупнейших мыслителей прошлого от античности до наших дней. Среди них выделим фигуру христианского философа средних веков прп. Симеона Нового Богослова. Он показал возможность преображения человека не через его самосовершенствование и самоактуализацию, но через соединение с Абсолютным началом. Духовное изменение человека происходит постепенно, но не автоматически. Человек обретает духовно преображенную индивидуальность путем общественно значимого труда, путем участия в различных церковных таинствах, терпеливого несения своего креста, соблюдения заповедей, милостыню, пост, молитву, веру, надежду и любовь.

Можно продолжать проводить исторические параллели между философией и современной психологией. Это сопоставление, несомненно, обогатит психологию. И все же лучше самостоятельно познакомится с книгой П.В. Челышева. Она дает «пищу» для размышлений, как специалистам-психологам, так и каждому человеку, искренне пытающемуся разобраться в своей обыденной жизни.

Доцент кафедры политологии и социологии МГТУ им. Косыгина, кандидат психологических наук А.В. Котенева



Сайт создан в системе uCoz