АУРОБИНДО ГХОШ О СТАДИЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

П.В.Челышев

В современной философии истории и социологии при оценке движущих сил общества долгое время повсеместно преобладал дух «экономических предпосылок». Но сама жизнь обнаружила несостоятельность подобного подхода, вынуждая изменить вектор теоретического анализа. Примером может служить философия истории индийского мыслителя представителя неоведантизма Ауробиндо Гхоша (1872–1950), демонстрирующего в «Человеческом цикле» зависимость пяти исторических этапов общества от уровня духовно-психологического развития человека.

По мнению Ауробиндо, история начинается с инволюции Божества, проявляющего Себя в обществе через мудрость и знание, власть и силу, гармонию и работу. Поэтому, общественные слои возникают как символы, реально являющие внутреннюю суть космической манифестации трансцендентального Духа на социальном уровне. Для древних людей четыре варны, исторгаемые из тела Бога не красивый поэтический образ, но символ, реально выражающий божественного Пурушу. На этой первой, символической, фазе развития общества доминируют духовно-религиозные установки сознания, а психологические, нравственные, политические, экономические факторы занимают подчиненное место. Здесь каждый человек соответствующей варны реально ощущает себя выразителем божественной природы Брамы. Жрецы считают себя Его головой, кшатрии – руками, вайшью – бедрами, а шудры – ногами. Для этой стадии характерно свободное самоопределение человека в социальной структуре в соответствии со своими природными задатками и способности в силу непосредственной связи с Богом.

Из символической стадии неизбежно развивается типовая. Духовный импульс постепенно истощается, жизнь засыхает, и способность к свободному творчеству в Духе постепенно покидает людей. Поэтому люди для самосохранения вынуждены создавать жестко организованную систему общественной жизни, в которой духовно-религиозные факторы уступают место психологическим и этическим принципам. Идея прямого выражения божественного начала в социальной жизни перестает доминировать, а символ превращается в идеал, запечатленный в уме человека. Формируются великие социальные идеалы чести и достоинства человека. Честь брамина заключается в благочестивой жизни и уважении духовных ценностей, честь кшатрия находит свое выражение в храбрости, отваге и воинском подвиге, честь вайшью – в добротной продукции и филантропической деятельности, и, наконец, честь шудры – в соблюдении социальной субординации и преданном служении высшим варнам.

Типовая стадия переходит в конвенциональную, поскольку со временем внешние выразители духа или идеала становятся важнее, чем сам идеал. В результате форма начинает господствовать над содержанием, буква над духом. Мундир становится важнее человека, который начинает искать оправдание своего социального статуса не в личных талантах, а в своем происхождении. Происходит разделение общества на касты, закрепляемое правом, законом. Одновременно выдвигается вперед экономический фактор, а этический мотив типовой стадии отодвигается на задние планы. Однако, рано или поздно, формализм общественной жизни ставится невыносимым бременем для человека, который начинает искать объективную Истину, не прикрытую вуалью предрассудков, полагаясь исключительно на силу своего ума, нравственного чутья и эстетического чувства. Разум, разрушив прежний мир условной культуры, довольно быстро достигает пика своего развития в исследовании внешней реальности и обращается к внутреннему миру человека. Наступает субъективная стадия развития, пробуждающая национальное самосознание народа.

В ходе дальнейшей эволюции человечество, набираясь исторического опыта, должно осуществить восхождение в духовные сферы, вернуться к своему первоисточнику и перейти на супраментальную стадию развития. Это приведет к появлению новой, гностической, расы людей, которая станет развиваться по законам свободы и любви, законам Духа. Эта абсолютная система истории, отнюдь не пустая химера самодовольной философской мысли, а итог современного неоязыческого синтеза древнего ведантизма, неоплатонизма и христианства, сознательная альтернатива материализму в философии истории.

Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. II. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 106 – 107.



Сайт создан в системе uCoz