ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГИ АУРОБИНДО ГХОША В СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА

Челышев П.В.

Ауробиндо Гхош (1872–1950), индийский поэт, политик, религиозный философ-мистик, самый видный представитель неоведантизма, основатель интегральной йоги, получивший признание у мирового сообщества – в 1972 году, по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось 100-летие со дня его рождения. Основные произведения: «Жизнь божественная», «Синтез йоги», «Психология социального развития», «Идеал человеческого единства».

1. В мировой истории наблюдается все более четкое разделение и поляризация духовных сил, по-новому ставя вопрос об отношении христианства и языческой философии. Как отмечал С. Булгаков, «уцелевшие до наших дней нехристианские религии, теряя свою первоначальную непосредственность, заново самоопределяются под влиянием вражды к христианству или соперничества с ним». Поэтому, всякая религиозная система, ее культ, мистика и философия вне и помимо христианства приобретает сегодня четко выраженный антихристианский характер. С этой точки зрения и посмотрим на интегральную йогу Ауробиндо Гхоша.

2. Ауробиндо пытается интегрировать три основные философские традиции: неоплатонизм, христианство и ведантизм. Тем не менее, интегральная йога является типичной языческой религиозной философией. Это есть учение об абсолютном брахмане, безличном духовном начале, высшей объективно-субъективной реальности, существующей вне времени и пространства как причина самого себя и всего сущего. Мир возникает в процессе инволюции как эманация Первоначала, что приводит к ярко выраженному пантеизму. Затем космос возвращается к своим духовным истокам. Какое место занимает человек в этом процессе? Основополагающая идея Ауробиндо состоит в признании необходимости ускорения всеобщей эволюции путем сознательной трансформации (одухотворения) всей человеческой природы. Этот процесс, по его мнению, осуществляется силой Супраментала, активной частью Брахмана. Причем, речь идет о супраментальной трансформации не только ментальной и витальной природы, но и физического тела человека. Появление такого одухотворенного человека, над которым не будут властвовать болезни и смерть, Ауробиндо рассматривал как начало новой супраментальной гностической расы людей.

3. Все было бы хорошо, но Христос выполнил уже эту задачу. Он опередил индийского мыслителя на две тысячи лет, воскреснув из мертвых и создав свою Церковь. Но Ауробиндо это не смущает. Он постоянно говорит о поражении христианства и выдвигает свою собственную программу воскресения-трансформации. С одной стороны, факт осознания языческой философией в лице Ауробиндо необходимости принципиального изменения жизни и ее полного одухотворения не может не радовать. Наконец-то, в этом главном вопросе язычество подошло вплотную к христианству и приняло идею воскресения. С другой стороны, к сожалению, оно не поверило в сам исторический факт чуда воскресения из мертвых Богочеловека Иисуса Христа, вступив в конфронтацию с христианством. Но абсолютный человек, который стоит в центре мирового процесса – один, это Христос. Творчество Ауробиндо может служить показательным примером борьбы неоязычества с христианством.

4. Эта борьба носит не только теоретический, но и практический характер. Это выражается в демонопоклонстве, активном использовании оккультизма. Это те два кита, на которых стоит и осуществляется практика интегральной йоги. Они – ее питательная среда и ее же составляющие. Цель этой практики – стремление к мировому господству, господству над умами и душами людей. Индийский ашрам в Пондичери, созданный сподвижницей и подругой философа Мирой, как раз и служил опытной лабораторией, в которой отрабатывались всевозможные оккультные приемы управления человечеством. Он задумывался и создавался как плацдарм, с которого новая раса «сверхчеловеков» должна была двинуться на покорение вселенной. Править всем миром с помощью так называемого «тайного знания» – вот та действительная и главная заветная цель и задача, которой верно служили всю свою жизнь и Мира Алфасса, и Ауробиндо. В конце ХХ века появилось огромное количество религиозных движений, преследующих аналогичную цель. Конец был один – судебные разбирательства.

Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16 – 20 сентября 2002 г.) В 4 т. Т 4. – Ростов-на-Дону. 2002. – С. 436 – 438.



Сайт создан в системе uCoz