Челышев П.В. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. – М.: МГГУ, 2007. – 359 с: ил.ISBN 5-7418-0000-0 (в пер.)

Монография посвящена исследованию обыденного сознания в истории философии от древности до наших дней. Проблема возникновения и природы сознания – одна из самых трудных и загадочных. Еще в большей степени это относится к обыденному сознанию, о сущности и свойствах которого идут бесконечные споры в среде ученых, психологов, социологов и философов. Выделены и описаны основные исторические модели обыденного сознания, доминировавшие в ту или иную эпоху. Особое внимание уделено исследованию проблемы духовного преображения обыденного сознания. Предложена авторская понятийная версия исследуемого феномена. Обыденное сознание представлено как разновидность практически-духовного отношения к миру, как элемент повседневной практики в ее многообразных проявлениях, как характеристика самой жизни. Рассмотрены основные гносеологические и социологические черты обыденного сознания, отличающие его от специализированных форм общественного сознания. Для читателей, интересующихся фундаментальными проблемами истории философии и религии и пытающихся понять смысл своей жизни. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.

Chelyshev P. V. Ordinary consciousness or It is not just bread that keeps people alive. – M.: MGGU. – 359 p.

This monograph is devoted to ordinary consciousness research in the history of philosophy from ancient times to these days. The problem of genesis and nature of consciousness is one of the most difficult and enigmatic. To a higher degree it concerns ordinary consciousness, whose essence and qualities are being endlessly disputed among scientists, psychologists, sociologists and philosophers. Principal historical patterns of ordinary consciousness dominating in this or that epoch are being emphasized and examined in the monograph. Particular attention is given to the investigation of ordinary consciousness spiritual transformation problem. The author’s conceptual version of the phenomenon being investigated has been proposed. Ordinary consciousness is presented as a variety of practically-spiritual attitude to the world, as an element of everyday practice in its various manifestations, as the nature of life itself. Principal gnosiological and sociological features of ordinary consciousness as different from specialized forms of social consciousness have been considered. The work is for readers who are interested in fundamental problems of the history of philosophy and religion and who are trying to find out the meaning of their lives, and also for students, postgraduates and teachers of higher educational institutions.

Книгу можно приобрести по адресу: 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 6, издательство МГГУ. Тел.: (495)236-97-80; 737-32-65

Автор: Челышев П.В.
Год: 2007
ISBN: 978-5-7418-0455-1
UDK: 316.653
К ЧИТАТЕЛЯМ 2
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 7

Глава 1
АНТИЧНАЯ КОСМОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ:. ОТ «ДОКСЫ» К «ЛОГОСУ» 23
1.1. Первые попытки изучения обыденного сознания в древнег реческой философии: формирование модели и ее искажения 27
1.2. Неоплатоническая модель: Плотин и Прокл 44
1.2.1. Мудрецы, стыдящиеся своего тела 44
1.2.2. Причины духовного падения человека и возникновения обыденного сознания 65
1.2.3. Смысл человеческой жизни ѕ преодоление обыденного сознания. 72

Глава 2
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА 89
2.1. Онтология: метафизика Божественной Троицы и борьба с предрассудками обыденного сознания 94
2.2. Социальная философия: учение о «двух градах» 113
2.3. Гносеология: мистический реализм или философия здравого смысла 140
2.4. Антропология: проблема духовного преображения обыденного сознания или как стать богами 160

Глава 3
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ХVII - XIX ВЕКОВ 177
3.1. «Смерть Бога» и возникновение антропологической модели сознания в философии нового времени. Место в ней обыденного сознания 179
3.2. Диалектика обыденного сознания и науки в немецкой клас- сической философии Канта и Гегеля 187
3.2.1. И. Кант о «самоценности» и «автономности» обыденного сознания. 187
3.2.2. Гегель об историческом восхождении обыденного сознания к философии 196
3.3. Романтический идеал гармонического человека 203
3.3.1. Ф. Шиллер: от обыденного сознания к эстетически развитому человеку 205
3.3.2. Ф. Шлейермахер: обоснование необходимости рели- гиозного синтеза сознания 209

Глава 4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АНАЛИЗА ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА 219
4.1. Методология анализа обыденного сознания в западноевропейской философии ХХ столетия 221
4.2. Обыденное сознание и супраментальная цель жизни в интегральной йоге Ауробиндо Гхоша 235
4.2.1. Зарождение сверхчеловека 237
4.2.2. Три источника и три составные части интегральной йоги 245
4.2.3. Обыденное сознание и его место в обществе 258
4.3. Прагматическая сущность обыденного сознания 268
4.3.1. Поиски субстанции 268
4.3.2. Диалектика обыденного и специализированного сознания 277

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ 293
СЛОВАРЬ ИМЕН 304
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 327
СОКРАЩЕНИЯ 352
ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 353



Сайт создан в системе uCoz